Еще пару десятилетий назад никому и в голову не приходило, что учить читать можно каким-то иным методом, кроме букваря. Но сейчас же каждая мать, считающая себя хорошей, чувствует своим долгом разобраться во всех новомодных методах и каждый из них опробовать на своем ребенке. Мы не будет отвечать на вопрос – зачем. А постараемся описать каждую из методик. Но сначала выясним, когда же начинать учить чтению?

Все специалисты уверены, что ни в коем случае не надо учить ребенка читать в очень раннем возрасте. В этом нет ни заслуг, ни прелести, а только насилие над психикой ребенка и нарушение работы его мозга. Человеческий мозг развивается постепенно, а готовым к азам чтения он считается, когда ребенок может свободно объясняться устной речью, строя предложения, может рассказать небольшую историю. Ребенок распознает все звуки в речи других людей и хорошо понимает речь. У него нет логопедических проблем, которые включает неспособность произносить некоторые звуки, нарушение мелодики речи, ритма и т.д. У ребенка развита пространственная ориентация, которая вычисляется по уверенности ребенка в том, где право, лево, верх и низ. У подавляющего большинства детей все эти признаки формируются к пяти годам. Поэтому если вы решили стать образцовой мамашей, мучая четырехлетку книжками, – обратитесь к психологу.

Теперь пора поговорить о методах обучения.

Букварь – легенда педагогики всех времен и народов. Психологи, учителя и логопеды утверждают – все, кто бы ни пробовал новые методики, так или иначе возвращаются к букварю. Эту систему можно считать без малого совершенной, так как букварь предлагает методичное и последовательное обучения буквам, слогам, словам и предложениям. Картинки, герои, кочующие со станицы на страницу, и небольшие упражнения помогут ребенку самостоятельно постичь науку чтения. Букварь подходит абсолютно всем, но особенно быстро по нему научатся читать дети-правши с доминирующим левым полушарием.

Кубики Зайцева – произведение педагога из Санкт-Петербурга по фамилии, собственно, Зайцев. Кубики этого человека достигли невероятной популярности и известны даже среди бездетных людей. Метод обучения по кубикам Зайцева заключен в том, что на кубиках и таблицах расположены слоги, которые нужно склеивать и дополнять другими элементами из комплекта. Минус метода в том, что по сравнению с букварем набор кубиков Зайцева, мягко говоря, недешев. К тому же дети, обучающиеся по кубикам, чаще всего попадают в кабинет логопеда. Но есть и очевидный плюс – это самый быстрый метод обучения детей-левшей, а также детей с эмоциональными и психическими отклонениями.

Метод целых слов – детище американца по фамилии Доман. Метод, надо сказать, для великого и могучего практически неприменим, а вот если вы задумали вложить в ребенка с пеленок азы английского языка, то метод может пригодиться. Суть его заключается в том, чтобы с двух месяцев показывать ребенку карточки со словами, которые родитель должен отчетливо произносить. Методика строжайше определяет размер букв и объем информации. Метод бывает удобным, но иногда чреват тем, что через какое-то время ребенок просто перестает реагировать на карточки и даже не смотрит в их сторону.