Несмотря на то что сейчас картины – это обыденный предмет декора, встречающийся в каждом доме, так было далеко не всегда. Тем более в России. Конечно, справедливости ради стоит сказать, что само по себе украшательство стен тем или иным образом – это древнее искусство, включающее в себя настенную роспись и мозаики. Но картины в раме, какими мы их привыкли видеть теперь – это относительное новшество в мире декора. В России очень долгое время единственным украшением дома была икона, написанная восковыми красками. По традиции она всегда висела в углу, который считался в доме самым светлым и почитаемым. Икону обрамляли в оклады – рамы для икон, которые, в зависимости от достатка, украшали драгоценными камнями, эмалями. Сами же оклады могли быть выполнены из чистого золота и серебра. Собственно художественность этих окладов делала из икон не просто предметы поклонения, а предметы искусства и декора, необходимого в каждом доме.

Сместить иконы со своего пьедестала удалось только в 17 веке картинам и эстампам – гравюрным оттискам на бумаге. Но нередко они изображали различную церковную утварь или обстановку, хотя уже представляли собой в чистом виде предмет настенного декора.

В Европе, надо сказать, тоже не все было гладко: хотя картины там были в чести, люди предпочитали украшать свои дома гобеленами.

Сейчас, к счастью, можно украсить стены своего дома чем угодно. Тонны гобеленов, живописи, графики, фотографий, офортов и даже икон можно найти в свободной продаже и завесить ими весь дом от пола до потолка. Но этого делать, конечно, не стоит. Картина (так мы будем обобщенно называть все, что можно повесить на стену) все-таки служит для того, чтобы украсить интерьер и скорректировать его возможные недостатки. Неверно выбранная картина может напрочь убить все ваши дорогостоящие дизайнерские находки и роскошную мебель. Основные правила расположения картины или группы картин на стене достаточно просты. Первым из них можно назвать обязательность нижней горизонтали. Человеческий взгляд так устроен, что разноуровневые объекты он воспринимает хуже, чем объекты, находящиеся на одной линии. Поэтому если вы группируете несколько картин рядом, то располагайте их по единой нижней горизонтали.

Картина может служить предметом, который зонирует помещение. Для этого бывает достаточно повесить на стену вертикальную картину, которая единовременно поддерживает обе части пространства и в то же время выглядит неким ограничителем зон. Вообще, расположение и размер картины зависит от геометрии комнаты. Чтобы вытянутой комнате придать более квадратный вид, нужно повесить довольно крупную и яркую картину на меньшую стену.

Лучший фон для любой картины – это однотонная, не слишком ядовитого цвета стена. Если стены узорчато выкрашены или оклеены обоями с кренделями, то подобрать подходящую к ним картину будет не сложно, а очень сложно. Помните о том, что интерьер не должен подавлять картину, а картина не должна подавлять интерьер. Чтобы найти этот баланс, обращайте внимание также на то, что изображено на картине. То есть батальные полотна или копия «Иван Грозный убивает своего сына» едва ли смогут создать в спальне умиротворяющую атмосферу, хотя это дело вкуса.

Немалую роль играет и багет, в который оформляется картина. Он должен сочетаться и с картиной, и с интерьером. Выбор багетов в мастерских огромен, поэтому чтобы не растеряться и сделать правильный выбор, рекомендуется приходить в мастерскую вместе с картиной.