В средние века церковь имела колоссальное влияние на все сферы жизни, затронула она и моду. В раннем Средневековье (с 5 по 13 века) все мужчины и женщины без исключения должны были прятать тело под одеждой, не допуская ни одного открытого участка, кроме запястий и шеи. Абсолютное пуританство в нарядах радикально отличалось от античных мод, воспевающих красоту нагого тела и роскошь одежд, его подчеркивающих. Отныне на обнаженное тело было введено табу, ослушаться которого боялся каждый житель.

Раннее Средневековье отличается по большей части простой одеждой, которая надевалась через голову. Застежки, узоры и вышивка были не в чести отчасти потому, что мастерство пошива и отделки нарядов было утеряно. Чаще всего одежда была однотонной, окрашенная натуральными красителями. Самой популярной тканью был лен.

В дальнейшем традиционный костюм обретал многослойность. В ежедневный обиход в обязательном порядке были введены различные детали, надевавшиеся в определенной последовательности. Наряд и мужчин и женщин непременно начинался с камизы – это название нижней рубашки, которая стала, в сущности, первым нижним бельем. Рубашка представляла собой длинную белую тунику с рукавами, стягивающимися у запястий. Поверх камизы надевали котту, которая считалась уже верхней одеждой, хотя имела почти ту же конфигурацию, что и нижняя рубаха. Котта обыкновенно была контрастного цвета. Примечательно, что низшие слои населения носили более короткую котту, нежели обладатели высоких чинов. Чем выше был статус человека, тем длиннее была его котта. Поверх нее надевали просторный плащ, который называли сюрко. Он был похож на современное пончо и украшался гербом владельца, если таковой имелся.

Мужчины носили брэ и шоссы. Брэ – нижние широкие штаны, которые постепенно становились короче, пока не превратились в подобие современных трусов. Сверху брэ надевали шоссы – это предки чулок, которые в те времена носили только мужчины. Шоссы закрывали ногу до середины бедра, а сверху ее закрывала верхняя одежда.

Пока мужской костюм укорачивался и становится более облегающим, женское платье приобрело слегка восточные черты. В 14 веке Европа оделась в невиданные ранее наряды с декольте. Женщины стали уделять внимание декору, пуская в ход вышивку, пуговицы и бубенцы, которые позвякивали при ходьбе, что считалось особым шиком.

Такие ткани, как шелк, парча и бархат могли носить только представители высших сословий, более бедные облачались в более простые материалы, чтобы держать дистанцию.

В середине 14 века в моду вошли наряды с открытым корсажем и длинными рукавами. Их носили дворяне, правда, совсем недолго. Уже в 15 веке готический стиль становится главенствующим. Его определяли длинные шлейфы, конические головные уборы, имитирующие шпили древних соборов, а также туфли на высокой платформе. Такую обувь было необходимо носить, чтобы не путаться в длинных юбках.

Традиционные цвета средневекового костюма: красный, пурпурный, синий, желтый, коричневый и фиолетовый. Чем насыщеннее и ярче был цвет, тем большим успехом он пользовался у благородных дам.