Согласно мнениям психологов, те дети, которые учатся самодисциплине с малолетства, вырастают более жизнерадостными и уверенными в себе людьми, тем те, которых родители долго держали в тепличных условиях. Не стоит думать, что вы способны защитить ребенка от внешнего мира и всячески оттягивать их знакомство. Ваша задача только в том, чтобы не мешать ребенку жить, а также научить ориентироваться в конкретных жизненных ситуациях. Пусть ребенок с раннего детства знает, что ему придется всю жизнь работать, и цель этого – деньги. Деньги, которые дадут ему независимость, радость и благополучие. А как научить распоряжаться деньгами – это немного более сложный вопрос.
С какого возраста нужно знакомить детей с понятием денег? Отвечаем: с 3-4 лет. Для этого не нужно вертеть перед его носом банкнотами и разъяснять сложные величины. Начните с совместного похода по магазинам. На примере конкретных продуктов объясняйте ребенку, что цена каждого из них различна в меру определенных причин. То есть эта шоколадка дороже, чем та, потому что она вкуснее. Смело отказывайте ребенку в покупках, объясняя это тем, что «нет денег» или «это дорого». Пусть понимает, что не все его желания исполнятся сразу, и что для осуществления многих из них понадобятся деньги.
А вот что такое деньги, лучше объяснять на примере самих денег. С 6-7 лет уже можно купить ребенку копилку. Обычно к этому возрасту деньги для детей уже становятся главным эквивалентом обмена. До этого они предпочитают бартер, обменивают игрушку на сладости и наоборот. Примерно к школе они уже понимают, что все можно купить за деньги. Возможно, накопления будут для некоторых детей слишком сложной задачей, но попробуйте замотивировать ребенка к тому, чтобы он не тратил все карманные деньги в один миг. Кстати, именно с этого возраста ребенок должен получать от вас наличные на собственные расходы. Психологи не советуют взрослым контролировать, на что потрачены деньги, а просто иногда ненавязчиво этим интересоваться. Ребенок не должен почувствовать, что вы ему не доверяете. Пусть для начала это будут символические суммы.
Если ребенок смышлен и уже начал понимать, что именно дают деньги в мире, который лежит по ту сторону комнаты игрушек, то он сам осознает, что свинья-копилка отныне его друг и товарищ. Накопления или хотя бы попытки к накоплению позволят выработать самодисциплину, волю и ответственность за свои поступки. Копил на пони, но не удержался и потратил все на конфеты? Теперь он знает, что он виноват в этом сам, и для того, чтобы добиться чего-то, придется в чем-то себе отказать.
После 12-13 лет родители могут спокойно стимулировать ребенка на самостоятельные заработки. Это может быть работа в области, например, уличной торговли. Так ребенок поймет, какой ценой зарабатываются деньги. С годами научите ребенка, вступившего в подростковый возраст, планировать расходы и вести учет финансовых средств. Пусть записывает свои расходы в блокнот, а в идеале можно вести долгосрочное планирование средств.
Предлагайте ребенку анализировать собственные расходы и учиться финансовому планированию. Навык обращения с деньгами – это основа взрослой жизни, пусть ребенок будет подготовлен к возможным трудностям.