Павловский Посад — небольшой городок в Московской области, стал знаменит далеко за ее пределами. Ведь именно там находится уже более двух веков предприятие, из которого впоследствии выросла знаменитая платочная мануфактура. Небольшое крестьянское дело изначально было направлено на изготовление частей национального костюма, а затем получило конкретный профиль работ — шерстяные платки с набивным рисунком. Такими они были в 19 веке, такие они и теперь — тонкие, теплые, отражающие склонность русской традиции к легкому китчу и барской роскоши.
Кто не видел павловопосадкского платка или шали! Не узнать характерный узор невозможно, хотя всего их несколько сотен. Основной мотив — цветочный. Обычно это сочные розы, георгины или полевые цветы на белом, черном или красном фоне. Популярны и турецкие мотивы — «огурцы» или абстрактные восточные узоры. Но независимо от рисунка, все павловопосадские платки имеют характерное отличие — обязательная длинная бахрома. Шерстяная, как сам платок, или шелковая.
Впрочем, правильнее называть павловопосадский платок шалью — так называли знакомое всем изделие раньше. Шаль — слово из персидского языка, и именно персидские текстильные изделия послужили вдохновением для русских платочных мастеров. Да и размер павловопосадских платков скорее характерен для шали: стандартный размер 125 на 125, тогда как типичный размер платка 90 на 90 или 70 на 70. Разумеется, сейчас в Павловском Посаде выпускают изделия разных размеров, и это не только шали и платки. Набивной рисунок, обращенный к национальному костюму, используется на скатертях, сумочках, носовых платочках, пончо, варежках и даже как верхняя часть меховых изделий. Словом, практически все элементы одежды могут быть выполнены в павловопосадской технике.
Справедливости ради стоит заметить, что набивной метод рисунка использовали и другие текстильные предприятия России, то есть Павловский Посад в этом плане не сделал никакого прорыва. Набивные платки производили в Москве, в Калужской и Владимирской губерниях. Но, пожалуй, шали из Павловского Посада стали самими любимыми и самыми знаменитыми из всех. Настолько, что удостоились наивысших оценок Парижских дизайнеров, золотой медали на выставке в Брюсселе и вообще снискали славу по всей Европе.
Главное отличие павловопосадских платков, при всей их национальной особенности, — это их уместность. Куда бы вы не пошли, и в какой стране не оказались, такой платок не вызовет недоумения, поскольку является уже вневременным элементом костюма.
Обычный состав павловопосадских платков 100% шерсть тонкого плетения. Вот вещь, заключающая в себе единство красоты и практичности. При правильном уходе платок прослужит многие годы, а носить его можно в очень различных комбинациях. Тем более, если выбирать платок не с растительным, а с восточным орнаментом.
Самое традиционное, что можно сделать с платком — повязать его на голову. Значительный размер стандартного платка позволяет соорудить на голове самые умопомрачительные фигуры, а чтобы просто покрыть голову, платок можно подвернуть, сложив треугольником.
Изобразить русскую боярыню в павловопосадском платке легко, надев поверх него меховую шапку, что кстати, активно использовал Ив Сен Лоран, работая над своей «русской» коллекцией в 1975 году. Ниже — пальто, тренч-кот и, конечно, шуба, если речь идет о зимнем сезоне.
Павловопосадский платок, накинутый на плечи внахлест, заменит любую типичную шаль, но может быть теплее и необычней, так как дизайн каждого платка уникален.