Одежда людей в СССР никогда не отличалась особой оригинальностью. Строгая униформа темных или приглушенных тонов разбавлялась только редкими нарядами «на выход». В целом же мировые тенденции моды для СССР были совершенно закрыты. Но, как известно, чем больше запретов, тем сильнее желание их нарушить. Это желание и стало основополагающим для возникновения субкультуры стиляг.
Само слово «стиляги» произошло от слова «стилять», которое означало танцевать под иностранную музыку. Музыка, надо сказать, была мощным объединяющим фактором для молодежи, которая хотела вырваться из скучных советских рамок. Молодые сердца требовали новизны и революций. И действительно добились и того, и другого.
Стиляжничество недаром называют субкультурой. Далеко не только одежда объединила молодежь того времени. В конце 40-х стиляги отличались скорее не вычурностью нарядов, а аполитичностью своих суждений. Они отрицали мораль, были циничны и, конечно, грезили о мире, который видели на страницах трофейных западных журналов. Эти журналы были редкостью и обычно демонстрировали вещи, которые за рубежом уже устарели. Но с отставанием в несколько лет и по мере возможностей молодые люди подражали увиденным образам. А подражать было нелегко!
В начале 50-х в СССР стиляги подвергались настоящим гонениям. Юных стиляг отчитывали на партсобраниях и всячески порицали в прессе. Да и просто пройти по улице не всегда было легко из-за риска нарваться на оскорбления и хамство. В самых лютых случаях стилягам даже насильно обрезали волосы.
Если говорить о стиле субкультуры, то его можно определить, как плохое подражание стилю рокабилли, который когда-то был в моде в Европе и США. Собственно, все отличительные признаки рокабилли в самой их утрированной форме — это и есть стиляжничество. Выбором девушек были пышные цветастые юбки, яркие блузы. Особо популярным у стиляг был принт в горошек. Советских модниц не пугало общественное порицание, поэтому они отчаянно носили вещи с глубоким декольте и невероятной высоты каблуки. Прически и макияж под стать одежде — чем ярче и заметнее, тем лучше.
Вид мужчин-стиляг был не менее экстравагантным. Изначально это была яркая мешковатая одежда, которая потом стала более утонченной, но все-таки подразумевала попугайскую яркость. Пиджак, брюки-дудочки и галстук «пожар в джунглях» — так можно определить стандартный вид стиляги. К этому присоединялись набриолиненные волосы и обувь. Ботинки стиляги непременно были до блеска начищены, а особым шиком считалась обувь на каучуковой подошве или, как когда выражались, «на манке».
Где доставали такую одежду посереди повсеместного советского дефицита? У фарцовщиков и заезжих иностранцев. Но такая роскошь была доступна только золотой молодежи и москвичам. Стилягам провинции приходилось туго. Чаще всего они сами шили или перешивали вещи из того, что предлагал советский рынок одежды. Но такие действия были незаконны. Портные, которые соглашались шить одежду для стиляг, рисковали своей свободой. Все эти предприятия были подпольными и нелегальными, но риск окупался. Если пошив обычного костюма стоил 80-100 рублей, то за костюм стиляги брали не менее 150!
Подумать только, на какие ухищрения шли люди ради того, чтобы продемонстрировать миру свой протест! Демонстрировали они его, к слову, не по одиночке, а массово. Собирались компаниями и прогуливались по «Бродвею» — главной улице города, дабы простая публика могла оценить их непосильным трудом добытые наряды.
Эпоха стиляг начала угасать уже в 60-х. Пресытившись пестротой, молодые люди начали ценить качество и элегантность. Повлияла и меняющаяся мода Запада, которая только начала докатываться до СССР. Постепенно психоделических цветов пиджаки стиляг стали серыми и лаконичными, а бренд на внутреннем ярлычке стал цениться в разы выше экстравагантности и китча. К концу 60-х стиляжничество окончательно сошло на нет и стало историей, хотя в провинции кое-где еще возникали группы молодых людей, уставших от шума заводских конвейеров и желающих протестовать хоть и бы необычно нарядившись.
Сейчас на вид стиляг невозможно смотреть без усмешки, хотя некоторые их черты и теперь уместно продемонстрировать с своем образе. Собственно, стиль рокабилли, о котором уже шла речь, то и дело всплывает на современных модных показах. Массивная бижутерия и яркая лаковая обувь вполне может присутствовать в наряде, но уже без излишеств. Обычно образ советского стиляги используют в ироничном ключе, а чаще всего для тематических вечеринок.