Во-первых, сразу выясним, какого возраста ваш ребенок. В том случае, если он первоклашка, то помощь с домашним заданием обязательна. Ребенку нужно около полугода на адаптацию к школьным реалиям, поэтому в самом начале его пути важно оказать ему всяческую помощь и поддержку. Школа для ребенка — колоссальный стресс, не бросайте его наедине со своими переживаниями и трудностями.
Более взрослые дети – дело иное. Психологи утверждают, что уже ко второму классу ребенок должен научиться планировать свое время и уяснить для себя, зачем ему вообще нужно учить уроки. Многие дети искренне не могут понять, зачем учиться еще и дома, если в школе и без того достаточная нагрузка. Объясните ему, что домашнее задание – это такая же работа для него, как и служба для родителей. С той разницей, что родители за работу получают деньги, а он – знания. Знания и возможность зарабатывать деньги в будущем. К сожалению, дети не сразу начинают понимать, зачем нужны деньги, они еще не могут мыслить столь масштабными временными промежутками, и поэтому возможны трудности в мотивации.
Допустим, что ребенок все-таки смог понять и смириться со своей долей делать домашнее задание каждый день. Но что, если он не справляется с уроками самостоятельно? Психологи считают, что помощь родителей в приготовлении уроков может навредить ребенку. Исключения составляют те случаи, когда дело касается каких-то наводящих и уточняющих вопросов. Например, если ваш ребенок спрашивает прав ли он, или соответствует тот или иной факт действительности, вы можете спокойно отвечать по существу. Но если он просит фактически сделать задание вместо него, нужно пресекать дальнейшие попытки такого поведения. Важно также объяснить школьнику, что он учится не за отметки, а за знания, за способность мыслить. И каждая его ошибка есть кирпичик в фундаменте его будущих знаний и умений. Не нужно культивировать в ребенке мысли о том, что если он получит за домашнее задание двойку, то это плохо. Это не плохо и не хорошо, это просто новый опыт.
Для того чтобы ребенок совсем не отказался от выполнения заданий, стоит иногда его контролировать. Это даст вам не только уверенность в том, что он продолжает развиваться, но и чувство заботы для самого ребенка. Конечно, не нужно постоянно спрашивать, сделал ли он уроки, но иногда поинтересоваться его делами однозначно стоит. Не проверяйте его домашние задания – это проявление недоверия так же, как и постоянные вопросы о сделанных уроках.
Домашние задание – это возможность не столько закрепить полученные в школе знания, сколько научиться самодисциплине и терпению, которые пригодятся в жизни куда больше, чем хорошие отметки.